Рабочая программа по русскому языку, 6 класс

Рабочая программа

по русскому языку

базовый уровень

в 6 классе «А»

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Сапковская А.А.

2013 г.

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку базового уровня на 2013 – 2014 учебный год для 6 «А» общеобразовательного класса средней общеобразовательной школы базового уровня федерального стандарта составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибасы, Н.В.Ладыженского под редакцией Н.М.Шанского. Москва. «Просвещение». 2009. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. 31-е издание).

Программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю), из них на развитие речи – 30 часов. Контрольных диктантов – 8; сочинений – 8; изложений – 3 (сжатое, с элементами сочинения, изложение-описание).

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов различной направленности (словарные, орфографические, предупредительные, объяснительные, выборочные, творческие, свободные, графические, «Проверяю себя», контрольные с грамматическим заданием), комплексного анализа текста, обучающих сочинений и изложений, выполнения тестовых работ.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели и задачи курса:

воспитание духовно богатой, нравственно-ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

К концу 6-го класса учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

    • С помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

    • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу: выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный ( прозаический и поэтический) текст.

II. Содержание программы учебного курса.

Общие сведения о языке (1 час).

Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного отношения к родному языку. Лексические и фразеологические новации.

Повторение изученного в 5-ом классе (12 часов).

Звук как единица речи. Сильные и слабые позиции звуков. Нормы произношения.

Морфема как минимальная значимая часть слова. Орфограммы в различных частях слова.

Части речи, изученные в 5-ом классе. Буквы в окончаниях.

Строение простого и сложного предложений.

Понятия о типах и стилях речи.

Лексика. Фразеология. Культура речи (10 часов).

Лексикология как раздел науки о языке. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Словообразование. Орфография. Культура речи (14 часов).

Повторение пройденного по морфемике в 5-ом классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические и словообразовательные словари словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор-/-гар-,

-кос-/-кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (18 часов).

Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Склонение имен существительных. Понятие о разносклоняемых и несклоняемых существительных. Имена существительные общего рода. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Имя прилагательное (22 часа).

Общее грамматическое значение и морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль имени прилагательного. Разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Написание не с именами прилагательными. Правописание одной и двух н в прилагательных. О-Е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих. Сложные прилагательные и их правописание.

Имя числительное (13 часов ).

Имя числительное как часть речи. Грамматическое значение и морфологические признаки имени числительного. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Числительные целые, дробные и собирательные. Правописание числительных. Нормы склонения имен числительных. Нормы употребления порядковых числительных в косвенных падежах.

Местоимение (19 часов).

Местоимение как часть речи. Грамматическое значение и морфологические признаки местоимения. Разряды местоимений. Особенности склонения и употребления местоимений различных разрядов. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Употребление местоимений в соответствии с нормами русского литературного языка.

Глагол (20 часов).

Морфологические признаки и грамматическое значение глагола. Спряжение глагола. Понятие о разноспрягаемых глаголах. Категория наклонения у глагола. Глаголы переходные и непереходные. Правописание глаголов повелительного и условного наклонения. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть). Безличные глаголы.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (13 ч).

Повторение признаков самостоятельных частей речи. Словообразование самостоятельных частей речи. Употребление знаменательных частей речи. Орфография. Пунктуация простого и сложного предложений.

Развитие речи (31 час в течение учебного года).

Составление плана и создание текста в соответствии с заданным типом речи. Признаки текста, его стилистические особенности. Анализ созданных текстов, работа над речевыми и стилистическими ошибками, редактирование текста собственного сочинения и сочинения другого автора. Составление рассказа по воображению. Создание собственного высказывания на основе услышанного. Использование изобразительно-выразительных средств языка. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий. Особенности текста-рассказа, текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, их композиционные признаки.

Резервные уроки – 2.

Календарно-тематическое планирование уроков

русского языка в 6-ом классе.

урока

Тема урока

I четверть.

1.

Русский язык – один из развитых языков мира.

Раздел курса: Повторение изученного в 5-ом классе.

2.

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

3.

Морфемы. Морфемный разбор слова.

4.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

5.

Части речи. Морфологический разбор слова.

6.

Орфограммы в окончаниях существительных и прилагательных.

7.

Орфограммы в окончаниях глаголов.

8.

Словосочетание.

9.

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

10-11.

Р.р. Сочинение на тему «Памятный день летних каникул»

12.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

13.

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

14.

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-ом классе»

15.

Работа над ошибками.

16.

Р.р. Текст. Официально-деловой стиль.

Раздел курса: Лексика. Фразеология. Культура речи.

17.

Повторение изученного в 5-ом классе.

18.

Общеупотребительные слова.

19.

Профессионализмы. Диалектизмы.

20.

Р.р. Сжатое изложение о В.И.Дале.

21.

Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова.

22.

Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы)

23.

Исконно русские и заимствованные слова.

24.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы.

25.

Источники фразеологизмов.

26.

Повторение изученного материала по разделу «Лексика. Фразеология. Культура речи».

27.

Контрольная работа(тест) по разделу: «Лексика. Культура речи».

Раздел курса: Словообразование. Орфография. Культура речи.

28.

Повторение изученного в 5-ом классе.

29.

Р.р. Описание помещения.

30-31.

Основные способы образования слов в русском языке.

32.

Этимология слов. Этимологические словари.

33.

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

34.

Буквы о и а в корнях -кос- – — кас-, -гор- – — гар-

35.

Буквы ы и и после приставок.

36-37.

Правописание приставок пре- и при-

38.

Соединительные о и е в сложных словах.

39.

Сложносокращенные слова.

40.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

41-42.

Р.р. Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро»

43.

Повторение и систематизация изученного материала по разделу: «Словообразование. Орфография. Культура речи».

44.

Контрольный диктант по разделу: «Словообразование. Орфография. Культура речи».

45.

Работа над ошибками.

II четверть.

Раздел курса: Морфология. Орфография. Культура речи.

46-47.

Существительное. Повторение изученного в 5-ом классе.

48.

Р.р. Письмо другу.

49.

Разносклоняемые имена существительные.

50-51.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

52.

Р.р. Русские имена. Устное публичное выступление перед классом о происхождении имен.

53.

Несклоняемые имена существительные.

54.

Род несклоняемых имен существительных.

55.

Имена существительные общего рода.

56.

Морфологический разбор имени существительного.

57-58.

Р.р. Сочинение-описание по личным впечатлениям

59-60.

Не с существительными.

61-62.

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)

63.

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик

64.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

65.

Повторение изученного материала по теме: «Имя существительное».

66.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

67.

Работа над ошибками.

68.

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5-ом классе.

69.

Р.р. Описание природы.

70-71.

Степени сравнения имен прилагательных.

72.

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

73.

Относительные прилагательные.

74.

Притяжательные прилагательные.

75.

Морфологический разбор имени прилагательного.

76-77.

Р.р. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

78

Повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное».

79.

Промежуточная контрольная работа (тест) по изученным темам.

80.

Работа над ошибками.

III четверть.

81-82.

Не с прилагательными.

83.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

84-85.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

86.

Р.р. Описание куклы.

87.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

88-89.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

90-91.

Комплексное повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное».

92.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

93.

Работа над ошибками.

94.

Р.р. Составление текста на тему «Мое хобби».

95.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи.

96.

Простые и составные числительные.

97.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

98.

Разряды количественных числительных.

99-100.

Числительные обозначающие целые числа.

101-102.

Р.р. Выборочное изложение-описание человека.

103.

Дробные числительные.

104.

Собирательные числительные.

105.

Порядковые числительные.

106.

Морфологический разбор имени числительного.

107.

Повторение изученного по теме «Имя числительное».

108.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

109.

Работа над ошибками.

110.

Местоимение. Местоимение как часть речи.

111.

Личные местоимения.

112.

Возвратное местоимение себя.

113.

Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам.

114.

Вопросительные местоимения.

115.

Относительные местоимения.

116.

Промежуточный тест по изученному материалу.

117-118.

Неопределенные местоимения.

119-120.

Отрицательные местоимения .

121-122.

Притяжательные местоимения.

123-124.

Р.р. Сочинение-рассуждение на этическую тему.

125.

Указательные местоимения.

126.

Определительные местоимения.

127.

Морфологический разбор местоимения.

128-129.

Р.р. Изложение с элементами сочинения

130-131.

Резервные уроки.

IV четверть.

132-133

Повторение изученного по теме «Местоимение».

134.

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

135.

Работа над ошибками диктанта

136-137.

Глагол. Повторение изученного в 5-ом классе.

138.

Р.р. Сочинение по сюжетным картинкам с включением готового текста.

139.

Разноспрягаемые глаголы.

140-141.

Глаголы переходные и непереходные.

142.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

143-144.

Условное наклонение глагола.

145.

Р.р. Составление текста на тему «Если бы я был(а)…»

146-147.

Повелительное наклонение глагола.

148.

Употребление наклонений глагола.

149.

Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам.

150.

Безличные глаголы.

151.

Морфологический разбор глагола.

152.

Контрольная работа по теме «Глагол».

153-154.

Р.р. Сочинение. Рассказ на основе услышанного.

155-156.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

157-158.

Комплексное повторение материала по изученной теме «Глагол».

159.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

160.

Работа над ошибками.

Раздел курса: Повторение и систематизация изученного

в 5-ом и 6-ом классах.

161.

Разделы науки о языке.

162-164.

Комплексное повторение орфографии.

165.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

166-167.

Р.р. Сочинение на свободную тему.

168.

Лексика и фразеология.

169.

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

170-172.

Комплексное повторение изученного по теме «Морфология».

173.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

174.

Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-ом и 6-ом классах».

175.

Работа над ошибками.

Библиография.

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012.

4. Богданова Г.А. уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А.Богданова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. (В помощь школьному учителю) – М.: ВАКО, 2013.

6. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

7. Сборник диктантов. 5–9 классы / Сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2013.

8.Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений» / Л.В.Шибалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

9. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (Серия «Учебно-методический комплект»)/ Е.М.Сергеева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

10. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» (Серия «Учебно-методический комплект») / Л.А.Аксенова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Скачать рабочую программу:

РП — русский язык 6 класс