Рабочая программа по литературе, 6 класс

Рабочая программа

по литературе

базовый уровень

в 6 классе «Б»

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Сапковская А.А.

2013 г.

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 6 класса «Б» разработана на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (образовательная область филология) и учебника: Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Программа составлена на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Тип программы: базовая программа по литературе.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Цели и задачи учебного предмета литература.

Цели:

— воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

— развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

— развитие устной и письменной речи учащихся;

— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка.

Задачи:

— Систематическое чтение художественных произведений русской и мировой детской классики XIXXX веков;

— помощь учащимся в освоении мира искусства;

— углубление интереса учащихся к чтению и одновременно к самим урокам литературы;

— практическая работа над строго очерченным кругом знаний о художественной литературе.

— использовать изучение литературы для повышения речевой культуры.

— совершенствования собственной устной и письменной речи.

На более сложном материале продолжается совершенствование техники чтения. Предлагается усилить внимание к заучиванию художественных текстов, к их выразительному чтению.

Ведущую роль в освоении произведений учащимися 6го класса играет интерес к событийной стороне и героям произведения. Осознание изображаемых конфликтов, жизненных ситуаций, мотивов поведения, нравственных качеств героя ведет к расширению представлений учащихся о характерах, о жизни людей. Одновременно словарь учащихся обогащается оценочной лексикой. На этой основе у них формируется умение выражать свое отношение к героям и событиям произведения.

Предполагается изучение теоретических понятий, без которых читателю трудно ориентироваться в мире книг. Язык интеллигентного читателя включает ряд понятий, без которых невозможен серьезный разговор о художественном произведении, а также творчество учащихся.

При изучении художественных произведений обращается внимание на связи литературы с другими видами искусств: изобразительное искусство, кино, мультипликацией.

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Формы контроля знаний и умений учащихся:

1) чтение наизусть;

2) пересказ прочитанного (подробный и выборочный);

3) сочинения (классные и домашние: 2+2).

При изучении курса используются следующие методы и формы работы:

— словесные:

лекция учителя;

беседа;

пересказ текста (подробный и выборочный);

монологические высказывания учащихся по теме;

— наглядные:

просмотр кинофильмов, снятых по тому или иному литературному произведению;

работа с иллюстрациями к произведениям;

— практические:

анализ (идейного содержания, художественных образов, изобразительно-выразительных средств);

сравнение (персонажей, описания интерьера, пейзажных зарисовок, особенностей авторской манеры писателей);

синтез (при работе над сочинением);

выразительное чтение (в том числе и наизусть).

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся.

В результате изучения курса литературы в 6-ом классе обучающиеся должны знать/понимать:

— образную природу словесного искусства;

— содержание более 40 изученных произведений, главным образом классической отечественной и зарубежной литературы, входящих в круг детского чтения изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

— основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

— понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

В результате изучения курса литературы в 6-ом классе обучающиеся должны уметь:

— характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основании их поведения, поступков; сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;

— давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;

— практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;

— пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;

— давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);

— выразительно читать, в том числе и наизусть, лирические стихотворения, баллады, фрагменты из прозы, самостоятельно определяя место логического ударения и паузы, передавая свое отношение к произведению;

— сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним.

II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

«Дела давно минувших дней, преданья станины глубокой»

12

Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека.

15

Мотивы родной природы в русской лирике

4

«О, смех – великое дело!»

9

«Главное в жизни – всегда оставаться человеком»

22

Движение весны

3

Из зарубежной литературы

3

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование уроков

литературы в 6-ом классе.

урока

Тема урока

I четверть.

1.

Книга в жизни человека.

Раздел курса: «Дела давно минувших дней».

2.

УНТ. Былина как жанр литературы. Былина и ее герои.

3.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

4.

О построении и языке былины. Русские былины.

5.

О древнерусском летописании.

6.

«Повесть временных лет».

7.

Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли».

8.

«Евпатий Коловрат».

9.

Баллада как жанр литературы.

10.

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».

11.

И.В.Гете «Лесной царь». О балладе.

12.

Ф.Шиллер «Перчатка», А.К.Толстой «Канут».

13.

О рифме и строфе.

Раздел курса: Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека.

14.

А.С.Пушкин на юге. «Песнь о вещем Олеге».

15.

Вторая ссылка поэта. Михайловское. «Няне».

16.

Зимние мотивы в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

17.

Избранные страницы пушкинской поэзии. Стихотворения «Узник», «Цветок», «Туча».

18.

Итоговый урок по разделу УНТ.

II четверть.

19.

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». О романе. История создания.

20.

Роман «Дубровский».

21.

Роман «Дубровский».

22.

Роман «Дубровский».

23.

Роман «Дубровский».

24.

Роман «Дубровский».

25.

Лирика М.Ю.Лермонтова.

26.

Лирика М.Ю.Лермонтова.

27.

М.Ю.Лермонтов. Избранные поэтические страницы. «На севере диком…», «Казачья колыбельная», «Утес».

28.

Трехсложные размеры стиха.

Раздел курса: Мотивы родной природы в русской лирике.

29.

Стихотворения В.А.Жуковского, Н.П.Огарева, А.К.Толстого, А.А.Фета, И.З.Сурикова.

30.

Стихотворения В.А.Жуковского, Н.П.Огарева, А.К.Толстого, А.А.Фета, И.З.Сурикова.

31.

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня».

32.

Сочинение-рассуждение по теме «Красота родной природы».

III четверть.

Раздел курса: «О, смех – великое дело!»

33.

Н.В.Гоголь. О писателе.

34.

«Майская ночь, или Утопленница».

35.

«Майская ночь, или Утопленница».

36.

Повести из сборника «Вечера на хуторе бил Диканьки».

37.

Повести из сборника «Вечера на хуторе бил Диканьки».

38.

Повести из сборника «Вечера на хуторе бил Диканьки».

39.

А.П.Чехов. О писателе. «Толстый и тонкий».

40.

А.П.Чехов «Смерть чиновника». О смешном в художественном произведении.

41.

А.П.Чехов «Пересолил», «Хамелеон».

Раздел курса: «Главное в жизни – всегда оставаться человеком…»

42.

В.Г.Короленко. О писателе.

43.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

44.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

45.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

46.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

47.

В.Г.Короленко «Дети подземелья».

48.

Н.Д.Телешов. О писателе. Рассказ «Домой».

49.

А.П.Платонов «Песчаная учительница».

50.

Рассказы А.П.Платонова.

51.

М.М.Зощенко. О писателе. «Не надо врать».

52.

М.М.Зощенко. «Бедный Федя».

53.

М.М.Пришвин. О писателе. История сказки «Кладовая солнца».

IV четверть.

54.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

55.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

56.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

57.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

58.

В.Г.Распутин. О писателе.

59.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

60.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

61.

Н.М.Рубцов. О поэте.

62.

Н.М.Рубцов. Избранные поэтические страницы.

63.

Н.М.Рубцов. Избранные поэтические страницы.

Раздел курса: Движение весны.

64.

Лирика И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.

65.

Лирика И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.

66.

Лирика И.А.Бунина, А.А.Ахматовой, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.

Из зарубежной литературы.

67.

Джеймс Олдридж. «Последний дюйм».

68.

Джеймс Олдридж. «Последний дюйм».

69.

Внеклассное чтение. Рассказы Р.Брэдбери.

70.

Повторительно-обобщающий урок.

 

Библиография.

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы / под ред. Г.И.Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.

2. Литература 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. [авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова]; под ред. Г.И.Беленького. – 13-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012.

3. О.М.Хренова. Методические советы к учебнику для 6 класса. Литература. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2011.

3. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Поурочные разработки 6 класс. – М.: Вако, 2009.

4. О.Г.Черных. Практикум по литературе: 6 класс. (Мастерская учителя-словесника) – М.: ВАКО, 2011.

5. Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5– 11 классы. – М.: ВАКО, 2011.

6. Крупина С.В. Нестандартные уроки по русской литературе. 5 – 11 классы: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений. (Серия «Из опыта работы») – Мозырь: Белый Ветер, 2011.

Скачать рабочую программу:

РП — по литре — 6 класс