Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Рабочая программа

по русскому языку

базовый уровень

в 5 классе «А»

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Сапковская А.А.

2013 г.

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 5 «А» общеобразовательного класса средней общеобразовательной школы базового уровня федерального стандарта составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях с приложением на электронном носителе, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибасы, Н.В.Ладыженского под редакцией Н.М.Шанского. Москва. «Просвещение». 2013. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. 2-е издание).

Программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю), из них на развитие речи – 37 часов. Контрольных диктантов – 8; контрольных работ – 3; сочинений – 5; изложений – 8.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов различной направленности (словарные, орфографические, предупредительные, объяснительные, выборочные, творческие, свободные, графические, «Проверяю себя», контрольные с грамматическим заданием), комплексного анализа текста, обучающих сочинений и изложений, выполнения тестовых работ.

Цели и задачи обучения:

воспитание духовно богатой, нравственно-ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

— учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

— разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

— разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

— соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями, словарями синонимов и антонимов.

II. Содержание программы учебного курса.

Язык — важнейшее средство общения (3ч)

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания. Нормы речевого этикета.

Повторение пройденного в 1 — 4 классах (22ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Лексика. Культура речи (8 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/-лаг-,

-рос-/-раст(ращ)-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Морфология как раздел грамматики.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное (17 часов).

1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Имя прилагательное (8 часов).

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

Глагол (14 часов).

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, — пep-/-пир-, — тер-/- тир-, -стел-/-стил-. Правописание не с глаголами.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (4 часа).

Синтаксис, фонетика, лексикология, морфемика. Морфология: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Гласные ударные и безударные. Согласные. Части речи. Части слова. Условия выбора орфограмм. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ. Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении.

Развитие речи (37 часов в течение учебного года).

Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль. Языковые средства выразительности художественного стиля.

Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема текста. Абзац. Темы широкая и узкая. Коммуникативная установка. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Заголовок.

Сочинение по картине. Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План. Опорные слова. Натюрморт.

Изложение. Выборочное изложение. Главная и второстепенная информация текста. Изучающее чтение. Изменение лица рассказчика. Сжатое изложение. Выделение ключевых слов. Подробное изложение с элементами описания.

Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр. Содержание и оформление письма. Адрес.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиция повествования. План как план внутренней организации текста. Рассказ по сюжетным картинкам. Особенности рассказа как жанра повествования. Композиционная схема описания. Особенности художественного описания. Описание природы. Устное описание предмета. Повествование с элементами описания животного. Озаглавливание. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Доказательство и объяснения в рассуждении. Вывод.

IV. Календарно-тематическое планирование уроков

русского языка в 5-ом классе.

I четверть.

Раздел курса: Общие сведения о языке.

урока

Тема урока

1.

Язык и человек. Общение устное и письменное.

2.

Наука о русском языке, ее основные разделы. Язык и его единицы.

3.

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

4.

Р.р. Стили речи.

Раздел курса: Повторение изученного в начальных классах

5.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

6.

Орфограмма.

7-8.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

9.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

10-11.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

12.

Буквы и, у, а после шипящих.

13.

Разделительные ъ и ь.

14.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

15.

Р.р. Текст.

16.

Обучающее изложение «Хитрый заяц».

17.

Части речи.

18.

Глагол.

19.

Тся и ться в глаголах

20.

Р.р. Тема текста.

21.

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

22.

Имя существительное.

23.

Буквы е-и в окончаниях существительных.

24.

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

25.

Имя прилагательное.

26-27.

Р.р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

28.

Местоимение.

29.

Р.р. Основная мысль текста.

30.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

31.

Работа над ошибками.

Раздел курса: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

32.

Синтаксис как раздел науки о языке. Пунктуация.

33.

Словосочетание. Строение словосочетаний.

34.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

35.

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

36.

Предложение.

37-38.

Р.р. Сжатое изложение «Старый пень».

39.

Виды предложений по цели высказывания.

40.

Восклицательные предложения.

41.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

42.

Сказуемое.

43.

Тире между подлежащим и сказуемым.

44.

Тест, контрольная работа по изученным темам раздела «Синтаксис».

45.

Работа над ошибками.

II четверть.

46.

Нераспространенные и распространенные предложения.

47.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

48.

Второстепенные члены предложения. Определение.

49.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

50.

Предложения с однородными членами.

51.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

52.

Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом.

53.

Предложения с обращениями.

54.

Р.р. Письмо.

55.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

56-57.

Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

58.

Простые и сложные предложения.

59.

Синтаксический разбор сложного предложения.

60.

Прямая речь.

61.

Знаки препинания при прямой речи.

62.

Диалог. Графическое оформление диалогической речи на письме.

63.

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация.»

64.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

65.

Работа над ошибками.

66.

Р.р. Выборочное изложение.

Раздел курса: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

67.

Фонетика как раздел науки о языке.

68.

Гласные звуки. Согласные звуки.

69.

Изменение звуков в потоке речи.

70.

Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие.

71.

Р.р. Повествование.

72.

Графика. Алфавит.

73-74.

Р.р. Описание предмета.

75.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

76.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Орфоэпические нормы и словари.

77.

Фонетический разбор слова.

78.

Повторение и систематизация изученного материала.

79.

Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

80.

Работа над ошибками.

III четверть.

Раздел курса: Лексика. Культура речи.

81.

Слово и его лексическое значение. Толковые словари.

82.

Однозначные и многозначные слова.

83.

Прямое и переносное значение слов.

84-85.

Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

86.

Омонимы.

87.

Синонимы. Антонимы.

88.

Повторение изученного по теме: «Лексика. Культура речи».

89.

Контрольный диктант по теме: «Лексика. Культура речи».

90.

Работа над ошибками.

91-92.

Р.р. Изложение «Первый снег».

Раздел курса: Морфемика. Орфография. Культура речи.

93.

Морфема как значимая часть слова. Изменение и образование слов. Морфемные словари русского языка

94.

Окончание. Основа слова.

95.

Корень слова.

96-97.

Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

98.

Суффикс.

99.

Приставка.

100.

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

101.

Беглые гласные.

102.

Варианты морфем.

103-104.

Р.р. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.

105.

Морфемный разбор слова.

106.

Правописание гласных и согласных в приставках.

107.

Буквы з и с на конце приставок.

108.

Буквы о–а в корне -лаг- – — лож-, -раст- – -рос-

109.

Буквы о-ё после шипящих в корне

110.

Буквы и-ы после ц

111.

Повторение и систематизация изученного материала по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи».

112.

Контрольный диктант по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи».

113.

Работа над ошибками.

Раздел курса: Морфология. Орфография. Культура речи.

114.

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

115.

Имя существительное. Существительное как часть речи.

116-117.

Р.р. Доказательства в рассуждении. Сочинение.

118.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

119.

Имена существительные собственные и нарицательные.

120.

Морфологический разбор имени существительного.

121-122.

Р.р. Сжатое изложение «Перо и чернильница».

123.

Род имен существительных.

124.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

125.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

126.

Три склонения имен существительных.

127.

Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

128.

Существительные на -ий, -ие, -ия.

129-130.

Р.р. Подробное изложение с элементами описания.

131.

Множественное число имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

IV четверть.

132.

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

133.

Повторение и систематизация изученного материала по теме: «Имя существительное».

134.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

135.

Работа над ошибками.

136.

Имя прилагательное. Прилагательное как часть речи.

137.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

138.

Буквы о-е в окончаниях прилагательных после шипящих.

139.

Прилагательные полные и краткие.

140-141.

Р.р. Описание животного. Изложение-описание.

142.

Морфологический разбор имени прилагательного.

143.

Повторение и систематизация изученного материала по теме: «Имя прилагательное».

144.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное».

145.

Работа над ошибками.

146.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений.

147.

Глагол. Глагол как часть речи.

148.

Не с глаголами.

149-150.

Р.р. Рассказ.

151.

Неопределенная форма глагола.

152.

Правописание –тся и –ться в глаголах

153.

Виды глагола. Видовые пары.

154.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

155-156.

Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе).

157.

Время глагола. Прошедшее время глагола.

158.

Настоящее время глагола.

159.

Будущее время глагола.

160.

Р.р. Употребление времен.

161.

Спряжение глаголов.

162.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

163.

Глаголы-исключения: 4 на –ать и 7 на –еть.

164.

Тест, контрольная работа по теме: «Категория времени и спряжение глаголов».

165.

Морфологический разбор глагола.

166.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч.

167.

Повторение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол».

168.

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

169.

Работа над ошибками.

170.

Актуализация и повторение изученного по теме: «Морфология. Орфография. Культура речи».

171.

Тест, контрольная работа по теме: «Морфология. Орфография. Культура речи».

Раздел курса: Повторение и систематизация изученного в 5-ом классе.

172.

Орфограммы в приставках и корне слов.

173.

Орфограммы в окончаниях слов.

174.

Употребление букв ъ и ь. Морфологические разборы частей речи.

175.

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Пунктуационные и синтаксические разборы простых и сложных предложений.

Библиография.

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

3. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012.

4. Богданова Г.А. уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А.Богданова. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. (В помощь школьному учителю) – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

6. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. (Мастерская учителя-словесника) – М.: ВАКО, 2013.

7. Сборник диктантов. 5–9 классы / Сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2013.

8.Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений» / Л.В.Шибалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

9. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е.П.Черногрудова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Скачать  рабочую программу:

РП — русский язык 5 класс