Рабочая программа по литературе, 5 класс

Рабочая программа

по литературе

базовый уровень

в 5 классе «А»

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Сапковская А.А.

2013 г.

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 5 класса «А» разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (образовательная область филология) и учебника: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

Программа составлена на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Тип программы: базовая программа по литературе.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Курс направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

      • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

      • развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

II. Учебно-тематический план.

 

Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Мифы

6

Устное народное творчество

11

Сказочные события и герои литературы

14

Басни

4

Человек перед лицом жизненных испытаний

21

Поэзия природы

5

«Идет война народная, священная война…»

2

Рассказы о твоих сверстниках

5

Резервные уроки

1

Итоговый урок

1

Итого:

70

 

Программа предусматривает работу по развитию речи:

Содержание

Кол-во часов

1

Письменный пересказ мифа

1 (аудиторный)

2.

Сочинение сказки

1 (домашнее)

3.

Сочинение-размышление «Судьба человека в легендах о камнях»

1 (домашнее)

4.

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1 (аудиторное)

5.

Сравнительная характеристика героев.

1 (аудиторная)

6.

Сочинение «Сон Кусаки»

1 (домашнее)

IV. Календарно-тематическое планирование уроков

литературы в 5-ом классе.

урока

Тема урока

I четверть.

1.

Художественные приемы искусства слова.

Раздел курса: Мифы.

2.

Мифы и мифология.

3.

Древнегреческие мифы. «Олимп».

4.

Мифы «Орфей и Эвридика», «Пигмалион».

5.

Подвиги Геракла: «Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея».

6.

Гомер «Одиссея» (Песнь девятая).

7.

Мифы древних славян.

Раздел курса: Устное народное творчество.

8.

Фольклор – устное народное творчество. Сказка и миф.

9.

Русские народные сказки. Виды народных сказок.

10.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

11.

Сказки «Горшеня» и «Белая уточка».

12.

Сказки народов мира.

13.

О легенде и предании: «О граде Китеже».

14.

«Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

15.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

16.

Загадки.

17.

Народный кукольный театр. О пьесе и народном кукольном театре.

18.

Пьеса «Петрушка уксусов».

II четверть.

Раздел курса: Сказочные события и герои в литературе.

19.

Литературные сказки.

20.

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила»

21.

Поэма «Руслан и Людмила». Учимся читать выразительно.

22.

Поэма «Руслан и Людмила».

23.

О стихотворной речи: стих, ритм, стопа.

24.

Стихотворный размер. Рифма.

25.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Силы добра и зла.

26.

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». На поиски Кая. Испытания продолжаются.

27.

П.П.Бажов «Каменный цветок».

28.

П.П.Бажов «Каменный цветок».

29.

А.П.Платонов «Волшебное кольцо».

30.

Джанни Родари «Сказки по телефону».

31.

О пьесе и сценарии. Кинокомедия «Золушка».

32.

Отличие народной сказки от литературной – итоговый урок-викторина.

III четверть.

Раздел курса: Басни.

33.

Басня как жанр. Жанр басни в мировой литературе. Жанр басни в творчестве. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

34.

Разберем басню вместе. «Демьянова уха».

35.

Басни Крылова «Волк на псарне», «Квартет», «Волк и ягненок».

36.

Басни Эзопа. Сравнительный анализ басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж де Лафонтена и И.А.Крылова.

Раздел курса: Человек перед лицом жизненных испытаний.

37.

М.ЮЛермонтов. Детство поэта. Начало творческого пути.

38.

М.ЮЛермонтов «Бородино». История создания, особенности повествования.

39.

Композиция и идейное содержание стихотворения «Бородино».

40.

А.В.Кольцов. Поэт из народа.

41.

А.В.Кольцов «Косарь».

42.

И.С.Тургенев. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму».

43.

Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна.

44.

Герасим и Муму. Богатырский поступок.

45.

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

46.

Н.А.Некрасов. Поэзия детства.

47.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».

48.

Н.А.Некрасов «Школьник».

49.

Л.Н.Толстой. Из истории создания рассказа «Кавказский пленник».

50.

Быль «Кавказский пленник». О сюжете и героях.

51.

Горцы и природа Кавказа в рассказе «Кавказский пленник». Дружба Жилина и Костылина.

52.

Резервный урок.

IV четверть.

53.

Л.Н.Андреев. О жизни писателя.

54.

Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Тема и герои рассказа.

55.

А.И.Куприн. Судьба писателя.

56.

А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель».

57.

А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель».

Раздел курса: Поэзия природы.

58.

Выразительное чтение стихов о природе.

59.

Выразительное чтение стихов о природе.

60.

К.Г.Паустовский – певец Мещёры.

61.

Мещёрская сторона. Размышляем над прочитанными очерками.

62.

Е.И.Носов. Рассказы «Тридцать зерен» и «Как ворона на крыше заблудилась».

Раздел курса: «Идёт война народная, священная война!..»

63.

Выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.

64.

Выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.

Раздел курса: рассказы о твоих сверстниках.

65.

Ю.П.Казаков. Путь в литературу.

66.

Ю.П.Казаков «Тихое утро».

67.

В.П.Астафьев. Страницы автобиографии.

68.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.

69.

Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

70.

Итоговый урок по курсу литературы в 5-ом классе.

Библиография.

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

2. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику для 5 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г.И.Беленького. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2011.

3. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. – 5-е изд., перераб.- М.: Вако, 2013.

4. О.Г.Черных. Практикум по литературе: 5 класс. (Мастерская учителя-словесника) – М.: ВАКО, 2011.

5. Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5– 11 классы. – М.: ВАКО, 2011.

5. Крупина С.В. Нестандартные уроки по русской литературе. 5 – 11 классы: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений. (Серия «Из опыта работы») – Мозырь: Белый Ветер, 2011.

Скачать рабочую программу :

РП — литра — 5 класс